Вырезать из бумаги балерину схемы


Вырезать из бумаги балерину схемы
Вырезать из бумаги балерину схемы
Вырезать из бумаги балерину схемы
Вырезать из бумаги балерину схемы
Вера Николаевна Преображенская

Поделки-самоделки

    Соломенная скульптура – это удивительное и ни с чем не сравнимое искусство. В раннем детстве так приятно играть во что-то домашнее, уютное, которое сделано руками мамы, старшей сестренки или своими собственными. Таким игрушкам присуща удивительная теплота, а натуральная солома радует глаз приятным золотистым цветом.
    Из соломы можно без особого труда смастерить во множестве куколок-человечков, коней с растрепанными гривами, коз, кур, уток и другую живность. Дети обычно делают это легко, не задумываясь, и с чисто детским наитием. Они претворяют в своем творчестве все то, что видят вокруг. Бесценность этого творчества состоит в том, что им на протяжении многих веков занимались дети всех стран и наций без исключения. Они плели кукол без какой-либо методики, без изучения. Именно так когда-то возникали все ремесла и промыслы.
    В наши дни многие искусствоведы проявляют особый интерес к видам творчества, напрямую связанным с художественной обработкой распространенных растительных материалов, в частности соломы. Они изучают всю историю возникновения этого исключительного вида прикладного искусства. Само наличие соломы в хозяйстве было важным показателем сельской жизни. Если много соломы, то урожай удался, и потому в течение целого года жизнь крестьянина будет сытой и спокойной. Наверное, поэтому стала солома главным героем многих обрядов, связанных с жизнью земледельца. Крестьяне водили веселые хороводы на проводах масленицы, а потом в конце торжества сжигали или отправляли плыть по реке соломенное чучело в кафтане и шапке, отгоняя от себя все беды и болезни. Из соломы мастерили жаворонков, зазывая раннюю и теплую весну. Так в сельских обычаях проявлялись далекие отголоски языческих обрядов. Если взрослые со стародавних времен использовали в своих обрядах соломенных человечков, то что говорить о детях. Разнообразные куколки из соломки станут для детей приятными и полезными игрушками, они обязательно принесут им счастье. Соломенные игрушки из года в год, из столетия в столетие были одним из любимых развлечений деревенской детворы.
    Красивый и долговечный материал, соломка обладает большим потенциалом для формирования творческой активности, интуиции и фантазии. Уникальные свойства соломки, такие, как способность гнуться и сохранять заданную форму, позволяют использовать ее для создания различных декоративных скульптур и игрушек. Работы из соломки, при правильном содержании, долго хранятся, не меняя своего вида. Кстати, вовсе не обязательно красить соломку, она и так хороша сама по себе.
    Если целенаправленно заниматься созданием рукотворной куклы из соломы, то нужно серьезно погрузиться в историю предмета, узнать, как и когда появилась та или иная кукла, изучить ее внешний вид, присущие ей функции. Ведь соломенная кукла и другие простенькие игрушки из этого материала имеют свою родословную. Каждая соломенная игрушка выполняла определенные функции, в их числе: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации.
    При создании куклы обычно костюм и элементы его декора закладываются в конструкцию. Иногда они выполняются отдельно, а потом нашиваются или вплетаются в основу. В некоторых случаях при создании костюма используют текстиль и элементы вышивки. Однако вносить подобные добавления следует очень осторожно, чтобы не утратилась прелесть соломы – основного материала поделки.
    Кроме знакомства с конструкцией и технологическими приемами изготовления той или иной куклы, при работе над ее образом приходится изучать костюм персонажа, а также его исторические, региональные, сословные, половозрастные и сезонные особенности. Создавая одежду для куклы, можно изучить историю народного костюма, орнаментацию и колористику тканей. Люди, которые профессионально занимаются этим делом, часто знакомятся в музеях с ценнейшими коллекциями тканей и платков. Создание тематических композиций из соломы зачастую требует глубокого знания быта, уклада, традиций, праздников, обрядов того или иного региона.
    Работа с соломой представляет собой тот художественный ручной труд, который оказывает благотворное влияние на развитие интеллекта, речи и иных психических функций ребенка (и не только ребенка), активизирует способность к самостоятельному творчеству. Важно, что работа над разнообразными поделками из соломы, обладая большим потенциалом развития детей, поможет получить первые навыки, выработать трудолюбие, терпение и усидчивость, сформировать творческое мышление и развить фантазию.
    Из соломы или соломки можно сделать своими руками всевозможные прекрасные поделки и игрушки, а также достаточно сложные изделия, такие, как украшенные разноцветной соломкой шкатулки и картины. Они создают уют в доме, их можно дарить. Однако для начала, чтобы научиться правильно применять этот замечательный материал, нужно сделать из соломы или соломки некоторые очень простые изделия вроде детских поделок. Работа над ними поможет правильно освоить технику, подарит чувство ощущения материала, его качеств.

    Изготовление разнообразных изделий из соломы – одно из наиболее древних направлений народного творчества. Солому использовали при плетении половиков, корзин, коробов, туесков, головных уборов и другой подобной домашней утвари. Просторные плетеные сосуды, корзины, короба и прочее обеспечивали нужную вентиляцию и температурный режим, поэтому в них хранили зерно, муку, корм для скота, грибы, ягоды и другие домашние припасы.
    Ремесло плетения из соломы пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур объемных фигур и разнообразных поделок уходит своими корнями в далекое прошлое, насчитывая уже не одно тысячелетие.
    Бесчисленные поверья и обряды были органично связаны с хлебом и соломой, поскольку сам трудовой процесс земледельца был ознаменован символикой зерна, колоса и снопа. Первые изделия из соломки появились именно у народов, которые занимались земледелием. Они были тесно связаны с ритуальными обрядами, посвященными древнейшим культам хлеба и соломы. Изначально куклам из соломы нашими предками была отведена магическая роль жертвования земным и водным стихиям и божествам. Они верили, что зерна и солома наделены божественной силой, призванной сберечь в них живородящую силу природы.
    По всей вероятности, традиция использования соломы и соломенных поделок проистекает из значимости самой соломы в жизни русского крестьянина, поскольку она была органическим материалом и в труде, и в обрядовой деятельности.
 

    Солома – это один из главных материалов в жизни крестьянина. Ее используют при строительных работах, добавляя в глиняный раствор для кладки, или формируют из нее покрытие крыш. Солома – это и корм для скота, и атрибут различных ритуалов, поскольку она символично связана с зерном и урожаем.

    В знак благодарности за урожай крестьяне оставляли в поле пучок колосьев, заплетенный в косу и украшенный лентами и цветами. В церквах и в крестьянских избах всегда был выставлен нарядно украшенный сноп. Этот последний сноп, убранный с поля, почитался и хранился в доме до нового урожая.
    Из перегнутого посередине и перекрученного веерообразно пучка соломы делали куклу «Хлебная матушка». Для создания рук и кос такой куклы отводили часть материала основы от линии сгиба или шеи. Для того чтобы кукла имела устойчивость, а также для придания пышности ее юбке, кукле подвязывали дополнительные соломинки по линии талии или насаживали основу на специально подготовленный соломенный колокол под юбку.
    Еще одна кукла – Мать-прародительница – выступала в роли защитницы женщин. Кроме кукол, кони, козы, птицы из соломки также представлялись как божества и защитники.
    В Рождество соломенные фигурки петуха, голубя и козы полагалось ставить на праздничный стол. К потолку над столом подвешивали соломенных птиц. Во многих домах в рождественские праздники к потолку подвешивали на нитях соломенных пауков.
    В качестве поделочного материала солома была давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины, России. В Белоруссии, Литве, на Украине была очень популярна инкрустация различных изделий соломкой. В XVIII в. на земле Белоруссии в двух церквях были созданы удивительные алтарные двери, рельефные украшения на которых имели вид тончайшей деревянной резьбы с позолотой. На самом деле они были обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Народные умельцы изготовляли из нее разнообразные вещи: различные корзины, короба, коврики, циновки, сумки, игрушки, ширмы и т. п. Суть этого вида спирального плетения состояла в том, что слегка скрученный соломенный жгут они обматывали прочной бечевкой и укладывали его по спирали плотными витками.

    Среди мастеров стала традиционной техника инкрустации из соломки. В Нижегородской, Тверской, Вятской, а также и в других областях России умельцы украшали золотистой соломкой самые разные предметы, в частности ларцы, шкатулки, рамки, игрушки.

    В России, Белоруссии и на Украине крестьянам в повседневной жизни чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой, поскольку здесь рожь была ведущей зерновой культурой. Соответственно, на все хозяйственные нужды и всевозможные поделки шла именно эта солома. Кроме того, использовали для разных нужд пшеничную, ячменную и овсяную солому, хотя и в меньшей степени. Изготавливая поделки, умельцы непременно учитывали особенности каждого вида соломы, поскольку солома от разных видов злаков имеет существенные отличия. Поэтому крестьяне говорили так: «Гречишная солома кривая, ячменная смачная, а пшеничная пышная».
    Ржаную солому в старину называли «ржаница», она была длинной и прямой. Но после того как ее распаривали и вымачивали в воде, ржаная солома становилась в такой степени прочной и гибкой, что из нее можно было плести самые мелкие изделия и украшать их тонкой отделкой. Ржаная солома шла на плетение корзин, сумок и ковриков.
    Мастера Китая, Вьетнама и Японии освоили производство различных плетеных изделий из рисовой соломы, они плели из нее корзины, сумки, коврики, делали игрушки. Досконально изучив ее свойства, они научились искусно применять ее для изготовления декоративных панно, скульптур, ширм-перегородок.
    Жители Польши, Чехии, Словакии, а также некоторых арабских стран освоили искусство изготовления панно-картины с использованием пшеничной и ржаной соломы. Также в Польше, Чехии и Словакии украшали соломкой пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий.
    В эпоху Возрождения в итальянских городах достигло пика своей популярности искусство интарсии, когда деталями из соломки украшали многие предметы домашнего обихода – от шкатулок до мебели. Эти предметы были подлинными произведениями искусства, доступными только очень состоятельным людям. Разнообразными узорами из соломки оклеивали всевозможные коробочки, шкатулки и мелкие предметы в Западной Европе XVIII–XIX вв. Там на изготовление поделок шла преимущественно пшеничная солома, поскольку поля в основном засевали пшеницей.
    Максимального взлета ремесло плетения из соломы достигло в конце XVIII – начале XIX в. Примерно с середины XIX в. начался некоторый упадок в изготовлении изделий из соломы. Для такого поворота событий имелись определенные объективные причины:
    – с течением времени утрачивали свою обрядовую значимость изображения животных и птиц;
    – постепенно соломенные фигурки перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав;
    – в трудной повседневной крестьянской жизни зачастую не оставалось времени на изготовление игрушек.
    В современной России возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства уделяется немалое внимание. Особый интерес прикован к тем видам творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой широко распространенных растительных материалов. Возрождением удивительного ремесла, такого, как создание игрушек из соломы, заняты мастера во многих областях России. Тем более, что русская народная игрушка привлекает внимание специалистов уже более 100 лет. Начиная с 70-х гг. прошлого века, все большую популярность приобретает аппликация соломкой. Ее отличие от инкрустации состоит в том, что рисунок наклеивают на ткань или бумагу. Аппликация соломкой доступна для самостоятельного овладения этим мастерством.
    Соломка – это замечательный и благодарный материал для работы, который трудно сравнить с каким-нибудь другим. Для славян, как и других земледельческих народов, солома в крестьянском деле была универсальным материалом. Прежде всего она шла на корм скоту. По причине ее долговечности, соломой покрывали кровли домов и разнообразных хозяйственных построек. Часто после суровой зимы крестьяне снимали солому с крыш амбаров и хлевов, чтобы прокормить скотину до появления новой травы.
    Соломка – это красивый, теплый и душевный материал для всевозможных поделок, из нее можно смастерить несравненное чудо. В старину из соломы плели мережки различной ширины, затем их соединяли во всевозможные мягкие циновки, шили из мережек головные уборы, сумки и прочие бытовые вещи. Существует устойчивое мнение, что поделки из соломки обладают своей душой. Именно поэтому они несут надежду, добро и удачу всем, кто хоть однажды коснется этого народного искусства.
Виды соломы и ее свойства
    Сухая солома – это хрупкий материал, но при распаривании она приобретает мягкость и пластичность. Однако солома хорошо сохраняет заданную форму и после того, как высохнет после распаривания.
    Обычно для создания поделок принято использовать солому хлебных злаков: овса, пшеницы, проса, ржи, ячменя, гречихи или риса. Если же отсутствует возможность вовремя запастись соломой этих растений, то для изготовления поделок можно использовать сухие стебли любых других луговых трав.
    С соломой очень приятно работать, поскольку она гладкая, гибкая, пахучая. Солома различных злаков обладает своими особенностями.
    Рожь дает толстую солому темного цвета с длинными междоузлиями. Она бывает различных оттенков – от зеленого до золотого. Ржаная соломка – незаменимый материал для изготовления парусников или сооружений деревянного зодчества. Благодаря тому, что она самая длинная и достаточно прочная, способна долго сохранять форму, ее используют для изготовления разнообразных плетеных поделок: туесков, корзинок и пр. Мягкая, податливая и шелковистая ржаная соломка хороша для изготовления кукол.
    Толстая и грубая пшеничная солома светлее ржаной. Она хорошо подходит для выполнения тех художественных работ, на которых предстоит изобразить архитектурные сооружения. Как и ржаная, пшеничная соломка также подойдет для изготовления плетеных изделий. Но из-за того, что она более грубая, толстая и короткая, пшеничную соломку не всегда можно использовать для некоторых типов поделок. Но из нее вполне можно делать кукол и разные фигурки.
    Ячмень дает очень красивую эластичную и блестящую солому. Цвет ее варьируется в зависимости от сроков созревания. Она может быть нежно-белого, розового оттенка, вплоть до разных оттенков сиреневого тона. Ячменная соломка служит прекрасным материалом для цветочных композиций. Она годится также для изображения неба в пейзажах или ваз в натюрмортах.
    Недостатки ячменной соломки заключаются в чрезмерной тонкости стебля, из него получается очень узкая лента при нарезке. Еще ячменная соломка во время работы не гнется, а ломается. Поэтому из нее трудно сделать куклу или другую игрушку.
    Красивая овсяная солома имеет разные оттенки своего натурального цвета, он колеблется от слабо-золотистого до яркого тона, от желтого оттенка до цвета темного золота. Из овсяного стебля получается широкая эластичная лента, удобная для работы. Однако поверхность лент может быть разнородной: на ней гладкие участки сочетаются с четко выраженной фактурой. После заготовки овсяная солома приобретает красивый золотистый цвет. Это делает ее прекрасным материалом для различных отделочных работ, а также для создания мелких гибких деталей.
    Рисовая солома бывает белого, кремового, бежевого, светло-коричневого, зеленого, темно-зеленого цвета. Трубки могут быть разными по толщине. Плотная и широкая оболочка стебля является самой красивой частью рисовой соломы. Эластичность, податливость и эффектный вид рисовой соломки делают ее незаменимым материалом в работе над любым сюжетом в разных техниках исполнения. Ленты рисовой соломки имеют красивую ребристую фактуру поверхности.
    Солома гречишная в период полного созревания семян обладает ярким цветом, который колеблется от розового до темно-вишневого. Поздней осенью цвет соломы изменяется, ее окраска приобретает коричневатые тона – от светло-бежевого до темно-коричневого. Ленты из гречишной соломы имеют ровную, гладкую и блестящую поверхность. Эти свойства гречишной соломы позволяют использовать ее в разный период созревания для изображения цветов, ягод, ваз или закатного неба. Затем она становится прекрасным материалом для картин, где нужно показать структуру дерева: архитектурные детали, столы, скамейки, стволы. Однако гречишная солома не подходит для выполнения объемно-выпуклых аппликаций, а также работ в технике графики.
Сбор соломы

    Для изготовления разнообразных поделок следует вовремя запасти солому. Важно правильно подобрать и распределить сырье. Так, для плетения годна только заготовленная вручную солома. Собирая соломку в различные сезоны года, можно получить совсем разный материал для поделок, а главное, различных цветов: от зеленого до ярко-желтого.
    Собранная во время жатвы солома обладает богатой цветовой гаммой. Красива и эластична солома, оставшаяся зимовать и собранная весной из-под снега. Она имеет необычную окраску – от светлого до темно-коричневого цвета. Иногда вся поверхность такой соломы бывает очень эффектная, поскольку она розовая, пятнистая. Такая солома представляет собой ценный и редкий материал, который идет на изображение земли, дорог, деревьев и разнообразных бытовых предметов.
    Следует иметь в запасе, во-первых, солому от различных злаков, собранную в разное время; во-вторых, солому от одного вида растений, но собранную в различное время созревания этих растений. Такой набор необходим, потому что срок сбора соломы является одним из факторов, влияющих на ее цвет. В течение лета приходится не один раз собирать солому.
    Первый раз рекомендуется собирать нежные, шелковистые зеленые стебли еще без колосков. Примерно через две недели нужно приступить ко второму сбору. В это время у злака уже образовался колосок, нижняя часть стебля начинает желтеть, а верхняя еще зеленая. В колосьях зернышки еще как молочко, и этот период развития растений называется периодом молочной спелости. Чаще всего сырье для поделок заготавливают именно в эту пору.
    Срок третьего сбора наступает перед уборкой, когда собирают все злаки. Лучше всего собрать солому за 3–4 дня до покоса, желательно не пропустить этот момент, поскольку для изготовления поделок не подходят сломанные или помятые стебельки, оставшиеся на поле после прохода комбайна.
    Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть без трещин, не мятыми и достаточно длинными. Поэтому стебли нужно срезать серпом или ножницами у самой земли, прямо или под углом. У некоторых видов злаков, имеющих более грубый стебель, его нужно срезать на уровне второго узла от земли, поскольку толстая нижняя часть стебля при обработке дает трещины. Солома мятая, сжатая машиной, для работы не пригодна.
    Подготовку соломки для работы можно начать прямо в поле или на лугу – собирать в снопы и сушить, периодически проветривая. Высохшую солому следует очистить от узлов, разрезать на сегменты, убрать листья.
    Стебли злаков имеют примерно одинаковое строение, они состоят из сравнительно длинных и полых трубок, называемых коленами или междоузлиями. Эти самые колена соединены между собой узлами. Целиком такой стебель называют соломиной.
    Обработку надо начинать с удаления соцветия, его можно по отдельности отрезать у каждой соломины или же сразу у целого пучка. Для такой обрезки подойдут ножницы, но лучше всего работать при помощи специального, очень остро отточенного ножа-косяка. Он должен именно резать, а не рвать или сминать соломинки. Затем с междоузлий нужно снять покровные листья, а стебель разделить на отдельные отрезки (от узла до узла). Узлы обычно выбрасывают, так как из них ничего нельзя смастерить.
    Обработанные стебли, их сегменты следует собрать в отдельные пучки по виду растений, длине и толщине. Можно также рассортированные соломины сложить в картонные коробки.
    Верхние, самые тонкие части стеблей можно будет использовать в дальнейшем для плетения. Нижние, более толстые и широкие, части растений чаще всего разрезают на соломенные ленты. В дальнейшем они пойдут на создание аппликации и мозаики. Кстати, чистые и целые листья не следует выбрасывать: высушенные, они пригодятся для создания фона.

Подготовка соломы

    Соломка долговечна, с годами она не теряет своих декоративных качеств. Поэтому ее можно использовать как сразу после заготовки, так и спустя продолжительное время. В качестве сырья для поделок служат ровные отрезки срединной части стеблей. Предназначенная для разных поделок, соломка по-разному готовится к работе. Перед началом работы злаки нужно очистить от загнивших и испорченных насекомыми участков. Следует помнить, что чем быстрее будет проведена первичная обработка сырья, его разборка и сушка, тем меньше будет потерь и выше качество соломы.

Сушка
    Если во время сбора в поле солома была собрана в снопы, то на месте обработки снопы нужно развязать. Солому разложить на полу или стеллажах в сухом, хорошо проветриваемом помещении. В снопах солому держать не рекомендуется, так как оставшись непросушенной, она будет преть и станет непригодной для работы.
    Зеленые стебли, еще не имеющие колосков, перед хранением нужно обязательно просушить в тени или в закрытом проветриваемом помещении. Иначе они перепреют. Для сушки солому разложить ровным, но не слишком толстым слоем, иначе процесс сушки будет происходить неравномерно. Следует несколько раз ворошить солому в течение дня. Если сушить собранную соломку на солнце, то под воздействием солнечных лучей она побелеет, приобретет золотисто-палевый оттенок и красивый шелковистый блеск. Однако надо помнить, что выгоревшая на солнце солома, приобретая своеобразную окраску, несколько утрачивает прочность.

    Из свежей пластичной соломки, подсушенной на солнце, можно сразу же без кипячения мастерить кукол или плести полезные и красивые изделия. Стебли по мере необходимости надо замачивать и проглаживать.

    Обычно сушка собранной соломы под открытым небом занимает не менее 4–5 дней. Во время сушки следует оберегать заготовки от дождя и росы. Под воздействием влаги стебли могут потемнеть и пожухнуть.
Разрезание

    Просушенную солому нужно почистить, удалить узлы, листья еще пригодятся. Стебли аккуратно разрезать на части поперек, обрезая толстые узлы (коленца). Самые длинные отрезки в будущем можно использовать на плетение из круглой соломы, на изготовление циновок и штор. Для плетения пригодны и более короткие отрезки, которые можно разглаживать. Разрезанные и очищенные соломины рассортировать по длине и толщине, затем связать в пучки. Однако часть соломы следует оставить неразрезанной, она пойдет на изготовление скульптуры или для спирального плетения.
    В продольном направлении стебли нарезают для изготовления соломенных лент двумя способами. При холодном способе стебли нужно просто разрезать вдоль и сильно пригладить кольцами ножниц, линейкой или другим твердым тупым предметом по лицевой стороне. В этом случае полоски сохраняют эластичность и блеск. Эту работу следует производить как можно тщательней. Работая с плохо разглаженными соломенными лентами, можно получить неровную поверхность аппликации. Этот способ обработки соломки незаменим тогда, когда исключается водно-тепловая обработка материала.
    При горячем способе из соломы получаются широкие блестящие и податливые в работе ленты. Этот способ состоит из нескольких операций: стебли предварительно распаривают при температуре 70–80 °C, затем разрезают в продольном направлении и проглаживают горячим утюгом. Так заготавливают ленты из соломы для многих поделок или аппликаций.

Запаривание, вымачивание и распаривание

    После долгого хранения соломка становится сухой и ломкой. Для восстановления гибкости и эластичности ее кипятят или запаривают, вымачивают в горячей воде. Время, необходимое для запаривания, зависит от жесткости соломки: чем она жестче, тем дольше следует ее запаривать.
    Нужную эластичность, мягкость и гибкость приобретает соломка, вымоченная в кипятке. Для вымачивания поместить кусочки соломы длиной от 10 до 30 см в эмалированную емкость, залить их кипятком, подержать в воде некоторое время. Недавно заготовленную солому достаточно замочить на 30 мин в воде комнатной температуры.
    Сухую прошлогоднюю солому нужно залить водой температурой 80–100 °C, накрыть пленкой или тканью, прижать гнетом и выдерживать до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не следует оставлять солому в воде на длительное время – она может почернеть. Затем слить воду и завернуть солому в полиэтиленовую пленку или пакет. Можно завернуть соломку во влажную ткань, а во время работы постепенно доставать нужное количество материала. Подобным образом возможно хранить и сплетенные заготовки, чтобы они не утратили пластичность ко времени их использования.
    Распаривание соломы можно осуществлять двумя способами: во-первых, залить кипятком сложенные в термос соломины, закрыть крышкой и оставить на ночь. Во-вторых, соломины сложить в кастрюлю, залить холодной водой и держать под закрытой крышкой в течение 1–2 ч на медленном огне.
    Кроме распаривания в горячей воде, можно и другим способом подготовить соломку к работе, существенно повысив ее пластичность. Для этого перед началом плетения надо погрузить ее на 2 ч в 2 %-ный раствор нашатырного спирта. Затем промыть соломку в проточной воде и завернуть во влажную ткань точно так же, как и просто пропаренную. Тогда соломка не потеряет гибкость, необходимую для работы.
    Сырье надо готовить только непосредственно перед работой и лишь в том количестве, которое можно использовать в течение рабочего дня. Если же запаренную или размягченную соломку не удалось израсходовать полностью за день, то не следует оставлять ее влажной, откладывая до следующего утра. Влажная соломка может покрыться плесенью. Лучше в таком случае просушить оставшуюся солому, переложив ее гигроскопичными салфетками.
    Иногда солома еще не приобрела ту степень жесткости, когда ее необходимо распаривать. В таком случае перед разглаживанием соломенные трубочки нужно завернуть в мокрую тряпочку и оставить примерно на 15–20 мин, этого времени достаточно, чтобы солома размягчилась. Размягченные стебли разрезать ножом-резаком: ввести острие ножа внутрь стебля (его лезвие должно быть обращено вверх) и передвигать нож вдоль соломки до конца. Полученную полоску развернуть, положить ее блестящей стороной вниз на деревянную линейку и разглаживать при помощи ножа-резака. Нож держать в рабочей руке, а другой рукой придерживать край соломки. Линейку с соломкой во время разглаживания надо положить перпендикулярно к себе. Нож держать перпендикулярно линейке и под наклоном примерно на 135° от себя. Разглаживание производить движениями от себя – так получатся ровные полоски.

Разглаживание
    Для плоского плетения и аппликации короткую и жесткую солому надо разгладить на ленты. Для этого взять самые мягкие и широкие соломины, положить их в эмалированный таз или другую емкость, обдать кипятком, закрыть плотно крышкой и оставить на сутки мокнуть. Распаренная и размоченная солома хорошо поддается разглаживанию, к тому же она не колется при плетении.
    Через сутки нужно вынимать из посуды по 1–2 соломинки, разрезать их маленькими острыми ножницами или ножом вдоль волокон в продольном направлении. Затем соломины нужно расправить на чистом куске хлопчатобумажной ткани.
    Далее соломенную пластину прогладить хорошо разогретым утюгом вдоль волокон с обеих сторон до полного ее высыхания (рис. 1).
 
 
    Рис. 1. Разглаживание соломин: а) при помощи колец ножниц; б) используя горячий утюг
 
    Гладить соломинки нужно на твердой подстилке, на сложенной вчетверо газете. Продолжать глажение до тех пор, пока соломинки не перестанут скручиваться и превратятся в ровные ленточки. Ленточки разглаженной соломы следует хранить в коробках, пакетах или пеналах.

    Плотные стенки корзин, коробов и прочих предметов крестьяне сплетали из толстых и прочных жгутов соломы, добавляя различные ароматные травки, такие, как колючий чертополох или полынь. Тогда их не грызли мыши, не заводилась плесень. Эти изделия служили крестьянам десятилетиями.

    Занимаясь глажением соломы, не стоит отбрасывать колющиеся и твердые отрезки. Их можно использовать позднее для прямолинейного плетения ковриков.
Изменение цвета – отбеливание, покраска

    При выполнении художественных работ из соломки очень важно качество материала, поскольку лишь чистая блестящая соломка красивых серебристых и золотистых оттенков способна создать неповторимую игру бликов. Солома красива в своей собственной окраске, чаще всего ее используют в работе в естественной цветовой гамме, которая очень разнообразна. Природная окраска соломки напоминает золото или серебро. Ее цвет меняется в зависимости от горизонтального или вертикального расположения в работе. При необходимости или появлении желания поэкспериментировать, цвет соломки можно изменить. При помощи испытанных народных средств возможно придать соломенным лентам благородные природные оттенки. Кроме того, изменения естественного цвета стеблей злаков можно добиться путем особых способов обработки или хранения, без использования красящих средств:
    – для получения насыщенной золотистой окраски соломку выдержать 2–3 дня на солнцепеке;
    – ячмень, собранный в период молочной спелости, хранить полгода, в результате стебли после лежки приобретут розовый цвет;
    – стебли дикого проса (метелки, растущие на кукурузных полях) обработать (прогладить) в течение двух недель после сбора, тогда их цвет будет розовый;
    – стебли пшеницы в период молочной спелости окрашены в малиновый цвет. Для его сохранения нужно обработать (прогладить) стебли сразу же после сбора;
    – пеньки убранной пшеницы, собранные в декабре из-под снега, уже имеют стальной цвет;
    – для получения разных оттенков серого цвета можно взять обычную соломку, завернуть ее в мокрую тряпочку, положить в целлофановый пакет и оставить на неделю или месяц. В это время она будет преть, плесневеть, в результате посереет;
    – стебли гречихи, собранные в конце августа, приобретают темно-вишневый цвет. Надо только не опоздать со сбором;
    – если собранная еще в зеленом виде и высушенная в тени соломка через какое-то время утратила свой зеленый цвет, то для его восстановления следует на 40 мин замочить соломку в растворе медного купороса в пропорции 1 ст. л. на 500 мл воды.
    Для более радикального изменения цветовой палитры солому прокаливают, а также красят с использованием натуральных растительных пигментов, различных химикатов или текстильных анилиновых красителей. Обычно соломку окрашивают после замачивания или пропаривания.
    Для того чтобы соломка приобрела серебристый оттенок, или восстановила свой яркий и чистый золотистый цвет, или обрела разнообразные природные оттенки, ее нужно отбелить.
    Считается, что лучше всего краска из натуральных красителей ложится на отбеленную солому. Надежно закрепляясь на поверхности соломки, такая краска дает яркие и чистые цвета.

Отбеливание
    Путем отбеливания можно получить соломку серебристо-белого или нежно-серебристого оттенка. Кроме того, отбеливание помогает получить равномерную окраску стеблей. В силу естественных особенностей развития соломенные стебли неравномерно окрашены по длине. Там, где стебель отходит от коленца и покрыт листом, он более светлый и блестящий. Иногда на соломе, заготовленной в дождливое лето, можно обнаружить черные пятна (на всей партии или отдельных растениях). Такие же пятна появляются на соломе при ее неправильной сушке в сыром помещении или неправильном хранении. В этих случаях восстановить естественную и равномерную окраску можно только путем отбеливания.
    Отбеливание соломы осуществляют, используя различные водные растворы:
    – гидропирита – 6 таблеток гидропирита на 1 л воды;
    – смеси перекиси водорода с нашатырным спиртом – 150 мл 15 %-ной перекиси водорода и 20 мл нашатырного спирта на 1 л воды;
    – смеси перекиси водорода с аммиаком – 150 мл 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака на 1 л воды;
    – смеси перекиси водорода с нашатырным спиртом и каустической соды – 150 мл 15 %-ной перекиси водорода, 20 мл нашатырного спирта и 40 г каустической соды на 1 л воды.
    Воду для приготовления смеси следует подогреть примерно до 30–35 °C, затем развести в ней необходимые компоненты. Предназначенную для отбеливания соломку уложить на дно эмалированной или стеклянной посуды, залить горячим раствором и сверху положить груз, чтобы солома была полностью покрыта раствором. В водном растворе перекиси водорода с нашатырным спиртом или другими компонентами солому выдерживают в течение 1 ч. Для более сильного отбеливания солому оставляют в растворе на 6 ч или на ночь. В 3 %-ном растворе перекиси водорода солому отбеливают в течение суток, хотя допускается кипячение на слабом огне для ускорения процесса.
    Отбеленную солому следует долго и тщательно мыть в чистой проточной холодной воде, чтобы полностью удалить все частицы отбеливателя. Иначе оставшийся в растительных тканях отбеливатель будет продолжать свою разрушительную работу. Промытую соломку высушить и связать в пучки.
    При работе с отбеливающим раствором нужно обратить внимание на правила безопасности. Во-первых, не следует допускать попадание раствора в глаза. Во-вторых, осуществлять все работы с раствором или последующим промыванием соломки в воде можно только в резиновых перчатках. Переворачивать и доставать солому из раствора надо только деревянными щипцами и надев резиновые перчатки.
    Для осветления соломки и придания ей серебристо-беловатого оттенка также можно использовать 2–5 %-ный раствор питьевой соды. Однако длительность процесса будет больше по сравнению с применением растворов перекиси водорода.
    Для осветления или отбеливания соломки еще применяют самый обычный бытовой отбеливатель для хлопчатобумажных тканей, изготовленный промышленным способом. Если требуется получить серебристо-белый оттенок соломы, ее опускают в раствор персоли. В растворе персоли солому можно кипятить. После применения всех этих способов соломку также нужно тщательно промыть и просушить.

    Крестьяне пропитывали соломенные кули и короба сосновой живицей. Тогда они зачастую не уступали деревянным бочкам – удерживали налитую в них воду.

    Отбеленная солома делается более мягкой и равномерно окрашенной. Но отбеленная до чисто белого цвета, она утрачивает мягкость и декоративность.
Окрашивание

    Яркий желто-золотистый цвет можно придать соломке путем ее кипячения в растворе питьевой соды (1 чайная ложка на 1 л воды). Трубочки нужно кипятить не более 15–25 мин, длительное кипячение может изменить цвет и привести к потере блеска.
    Рыжеватый или золотисто-коричневый цвет соломки получают путем ее кипячения в отваре луковой шелухи. Насыщенность цвета будет зависеть от концентрации отвара и срока кипячения – цвет может варьироваться от светло-золотистого оттенка до темного красновато-коричневого тона. Воздействие раствора луковой шелухи усилится, если добавить в него кору дуба или ольхи. Если нужны еще более темные золотистые, коричневые и темно-коричневые оттенки соломки, то ее следует прокалить на противне в печи или духовом шкафу в течение 10–30 мин. При этом нужно внимательно проследить за тем, чтобы соломка не соприкасалась с огнем и не загорелась.
    Коричневые тона различной насыщенности можно получить путем проглаживания соломин или соломенных лент горячим утюгом. Насыщенность полученного оттенка зависит от температуры нагрева утюга и времени обработки, утюг при этом предпочтительнее взять чугунный. Для того чтобы не сжечь соломку, соломенные ленты надо положить на гладильную доску между толстыми листами картона или стопками газетных листов.
    Розоватый цвет соломки получают при помощи кипячения в растворе марганцовокислого калия или в отваре свеклы. Кипячение соломки в насыщенном свекольном отваре придаст ей бордовую окраску, а в отваре подмаренника – красно-бордовый цвет. Меняя степень концентрации раствора и время кипячения, можно окрасить соломку в бурый, красный или другой цвет из этой гаммы.
    Коричневато-зеленый или буро-зеленый цвет соломке придаст кипячение в отваре ревеня.
    Растительные краски придают материалу мягкие, приглушенные тона, но они характерны естественной красотой и высокой светостойкостью. Соломка, окрашенная анилиновыми красителями, предназначенными для окраски шерсти, приобретает яркие, насыщенные цвета. Окрашивание анилиновыми красителями позволяет получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый и др. Они существенно усиливают блеск природного материала. Однако анилиновые красители отличаются слабой светостойкостью и быстро выгорают под открытыми лучами солнца в отличие от растительных аналогов. Поэтому соломенные изделия, окрашенные анилином, следует оберегать от попадания на них прямых лучей солнца.
    Для окрашивания соломки анилиновыми красками нужно приготовить водный раствор в следующей пропорции: 1–2 г красителя на 1 л воды с добавлением 2 мл уксусной кислоты и 1 г поваренной соли. Все компоненты нужно развести в воде, довести раствор до кипения и погрузить в него соломку. Продолжить кипячение вместе с соломкой в течение 45–60 мин. Для получения желаемого результата ленты можно оставить в красителе еще на 2–3 дня. Обычно способы окраски указаны на пакетах с красителями. При крашении анилиновыми красителями блеск соломы не снижается и не теряется. Варьируя концентрацию раствора и длительность кипячения, можно достигать разной интенсивности цвета – от нежного, слабо окрашенного тона до яркого, густого, насыщенного. Желательно перед крашением прокипятить соломку в слабом мыльном растворе, что даст более равномерное окрашивание.
    После окрашивания любыми красителями соломку необходимо тщательно промыть холодной проточной водой и просушить.

Проверка качества соломки

    Для проверки готовности материала к работе нужно взять одну из обработанных соломин, завязать узлом и туго его затянуть. После этого тщательно осмотреть получившуюся структуру. Качественная солома не должна дать трещин ни на узле, ни рядом с ним. Сам же узел должен получиться округлым. Если солома отвечает этим требования, то она годится для плетения.
    Излишне сырые стебли можно завернуть в сухую хлопчатобумажную тряпочку и протянуть соломины сквозь нее, удаляя лишнюю влагу и пузырьки воздуха.

Хранение соломы

    Солому можно хранить в пучках. Просушенные и перебранные стебли связать в небольшие пучки и хранить в сухом проветриваемом помещении. Или разложить очищенную солому по сортам, завернуть в газету каждый сорт, связать пачкой и надписать на каждой пачке название сорта.
    Обработанные сухие соломенные стебли желтого цвета можно хранить и в коробках. Высушенные, разрезанные и очищенные от листьев соломины тут же нужно рассортировать по толщине и длине, затем разложить по коробкам. Такой способ сушки и хранения соломки достаточно трудоемкий, однако он компактный и удобный для дальнейшей работы.
    Удобно хранить обработанную соломку в коробках или пеналах, разложив ее по тональности. Пеналы или специальные бумажные трубки для хранения соломы сделать совсем несложно, достаточно запастись плотной бумагой. Лист бумаги намотать на скалку для раскатывания теста и заклеить клейстером по борту. Таким способом листы бумаги надо накручивать вокруг оклеенной скалки до тех пор, пока толщина слоя не достигнет 3–4 мм.
    После того как бумага высохнет, легким постукиванием молотка выбить скалку из трубки. Затем к пеналу приклеить круглое донышко. При желании, можно сделать и крышку. Пеналы делают высотой от 20 до 40 см, поскольку соломенные отрезки длиннее не бывают.
    Самые толстые, жесткие и короткие отрезки соломы нужно сложить в отдельную коробку или пенал, они пригодятся для макетных и отделочных работ.

Оборудование рабочего места
    Для работы с соломкой не требуется специально оборудованного места, нужно только соблюдать общие правила. Лучше всего работать за чистым удобным столом, на котором можно свободно расположить солому, коробочки с готовыми соломенными лентами по оттенкам, другие материалы и необходимые принадлежности. Все эти предметы должны быть расположены так, чтобы до них было легко дотянуться. Но в то же время лучше не класть на стол ничего лишнего. Желательно застелить рабочий стол клеенкой, чтобы уберечь его поверхность от возможных капель клея или воды. Кстати, для выполнения плоскостной аппликации следует приготовить выглаженные соломенные ленты, а для создания объемной игрушки – неразрезанные соломенные трубочки.
    Рабочее место нужно расположить так, чтобы свет падал на стол с левой стороны. Важно работать с соломкой при хорошем освещении. Желательно, чтобы рабочая плоскость стола располагалась на уровне колен. Для работы подойдет низкий столик, поскольку многие операции производятся на весу.
    Перед тем как приступить к изготовлению разнообразных поделок из соломы, нужно выделить специальное место для сушки собранного растительного материала. Еще необходимо предусмотреть место, в котором можно свободно, не мешая другим членам семьи, заниматься обработкой соломы: освобождать ее от листьев, убирать узлы, вырезать ровные части. Также необходимо приобрести подходящие емкости для замачивания и кипячения соломки, ее последующего крашения. Кроме того, нужно иметь в запасе растительные или синтетические красители.

    Удивительными секретами мастерства ныне владеют далеко не все плетельщики. Но когда-то умели плести из жгутов соломы предметы быта почти все крестьяне. Навыки ремесла передавались из поколения в поколение.

    Поскольку перед началом плетения соломинки нужно на 10–15 мин опустить в воду комнатной температуры, а затем завернуть в лоскут влажной ткани, то надо приготовить подходящую емкость (лучше всего кювет или таз) для замачивания соломы и кусок ткани для ее заворачивания.
    Для выполнения аппликации может понадобиться в качестве фона плотный материал: цветная гладкая или бархатная бумага, самоклеящаяся пленка, искусственная кожа или замша, ткань с различной фактурой, клеенка, картон, фанера, тонкие дощечки, тонкие листы ДСП, пластик, оргалит. Оргалит – это вид прессованного картона, из которого обычно делают ящики для перевозки мебели. Он имеет с одной стороны гладкую поверхность, а с другой поверхность шероховатая. Именно шероховатую сторону следует использовать как фон картины. Особенно красивы аппликации, панно и картины, выполненные на основе из цветной бархатной бумаги или бумаги для пастели, шелковистой ткани – шелк или атлас темного цвета. Можно использовать светлый шелк, но его нужно предварительно расписать красками для батика на тему, соответствующую будущей композиции из соломки. Вообще, в качестве основы лучше выбирать плотные неэластичные ткани типа мешковины, джинсовой ткани и т. д.
    Иногда умельцы выполняют аппликацию прямо на бытовых предметах из дерева, декорируя сам предмет. Для этого нужно запасти различные деревянные заготовки – шкатулки, ключницы и т. п.
    В качестве вспомогательного материала для работы в технике аппликации надо иметь прозрачную бумагу – кальку или тонкую папиросную бумагу для изготовления из соломенных лент фрагментов композиции (на кальку будут наклеиваться пластины соломки).
    Вспомогательным материалом в декоративной аппликации из соломки является так называемый соломенный бисер. Его можно изготовить из самых маленьких и неровных лент, которые надо нарезать на мелкие кусочки прямо или под углом. Таким образом, из лент получаются квадратики, ромбики или прямоугольники.
    Соломенный бисер удобней всего хранить в коробочках (пакетиках) – отдельно каждый вид. Его также используют для украшения деревянной посуды или недорогой бижутерии для подростков.
    При создании аппликаций или картин для наклеивания соломки обычно используют клей «Момент» или ПВА, резиновый, казеиновый, столярный. При использовании в работе клея ПВА следует подбирать клей хорошего качества для канцелярских работ; от строительного клея ПВА лучше отказаться, поскольку он слишком жидкий – будет растекаться. Можно использовать универсальный полимерный клей с прозрачной основой, а также быстросохнущие синтетические клеи, образующие при высыхании бесцветную пленку. При выполнении некоторых работ может понадобиться клеевой пистолет, клеевой карандаш или двусторонний скотч.
    В качестве дополнительного декорирования работ из соломки допускается применение бисера, искусственных цветов и веточек, ракушек и многого другого из того, что впоследствии может продемонстрировать художественный образ, подчеркнуть его особенности.
    Для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий необходимо качественное стекло.
    Для профессионального оформления готовой работы нужны рамы и рамки соответствующего размера. Для работы с соломкой не требуется каких-либо особо сложных инструментов или приспособлений.
    При изготовлении разнообразных соломенных поделок потребуются:
    – острые ножницы прямые (разного размера) и маникюрные, канцелярский нож для резки бумаги и нож с коротким, заточенным под угол лезвием;
    – пинцет для работы с мелкими деталями;
    – пробойники, шило;
    – пресс (любой тяжелый предмет) для выравнивания плоскостных готовых изделий;
    – утюг и гладильная доска для разглаживания соломы. Утюг предпочтительнее иметь или чугунный, или тяжелый электрический 1970-х гг., поскольку не все современные утюги могут нагреваться до нужной температуры;
    – паяльник малой мощности, тонкое шило на деревянной ручке или игла для выжигания по дереву для создания акцентов в виде различных штрихов, теней или небольших пятен темных оттенков. Можно взять специальный прибор для выжигания по дереву, но его конструкция не позволяет наносить очень тонкие линии и мелкие точки;
    – простой карандаш, ручка, бумага писчая (ксероксная);
    – черная или цветная тушь, морилка, краски для ткани, аэрозольная краска в баллончике, бесцветный лак, кисти для краски;
    – кисти для клея разного размера (для крупных деталей), тоненькая спица или зубочистка (для приклеивания мелких деталей), мягкая ветошь для удаления клея (рис. 2).
 
 
    Рис. 2. Набор самых необходимых инструментов и материалов для работы с соломой
 
    Для изготовления объемной игрушки нужны такие инструменты, как:
    – большие острые ножницы;
    – нож с широким лезвием;
    – деревянная шпажка или палочка для кукол;
    – портняжная игла, деревянный молоток, пластилин, леска, проволока.
    Для работы над куклами и объемными фигурками нужно иметь два вида ниток – толстые, очень прочные, из армированного хлопка или капрона, и тоненькие шелковые, золотисто-желтые, подобранные под цвет соломки. При изготовлении соломенных кукол и объемных игрушек могут понадобиться лоскуты тканей различных цветов, декоративная тесьма, ленты, кружево и шнуры.
    Очень важное устройство в работе над куклой из соломы – это специальное приспособление под названием «коза». Для его изготовления можно использовать в качестве основы обычную разделочную доску. Немного отступая от ее нижнего края, просверлить два наклонных отверстия на расстоянии 5–6 см друг от друга. В эти отверстия вставить две небольшие, смазанные клеем палочки – это рога «козы».
    В прежние времена крестьяне при помощи такого приспособления резали для скотины солому. В наше время оно необходимо для четкого выравнивания подола куклы (рис. 3).
 
 
    Рис. 3. Приспособление «коза» для поделок из соломы
 
    Для плетения из соломы необходимы такие инструменты, как:
    – ножницы разных размеров, шило;
    – линейка;
    – бечевка и льняные нитки для сшивания плетенки;
    – большая штопальная игла;
    – мешочная игла.
    При спиральном плетении вместо иглы с бечевкой удобней будет воспользоваться челноком.
Подбор сюжетов

    Подбор сюжетов – это не менее важная задача для начинающих мастеров. Тому, кто задумал создание своей первой аппликации из соломы,3 легче всего черпать вдохновение из детских книжек-раскрасок. Тематика картины из соломки может быть разнообразной. Но из этого материала лучше всего выходят изображения кораблей, лодок, замков, домов и различных архитектурных ансамблей, пейзажи, цветы и птицы. Намного сложнее выполнить из соломки фигуры животных и людей. Предпочтительнее использовать в первых работах рисунки с крупными и четко очерченными деталями. Не следует использовать рисунки с переходными тенями или с мелкими деталями. В ряде случаев передача таких деталей с использованием соломы происходит с большим искажением.

Работа над аппликацией
    В технике аппликации из соломы можно создавать картины, панно, рамки, шкатулки, орнаментальные полоски-закладки для книг, поздравительные открытки и еще множество самых разнообразных изделий. С давних времен народные умельцы создавали удивительной красоты настенные панно из соломы с применением техники аппликации. Панно, декорированные аппликацией из соломки, могут отличаться значительными размерами, техникой и стилем исполнения. Предметы, украшенные аппликацией из соломы, превосходно вписываются в современные интерьеры домов и квартир. Декорированные соломой сувениры – это красивый приятный подарок на любой праздник или торжественное событие. Вместе с тем, создание аппликации из соломы представляет собой занятие, которое позволяет выработать терпение, точность и аккуратность, жесткую технологическую последовательность выполнения работ.
    Картины и панно можно создавать из аккуратно срезанной ячменной, овсяной, пшеничной и ржаной соломы. Каждый из видов обладает своими особенностями. Овсяная соломка самая нежная, эластичная, ее поверхность отличается наиболее ярким блеском. Ячменная и пшеничная соломка несколько грубее. Ржаной соломке часто не достает хорошего блеска.
    Важно, чтобы соломка любого вида не была мятая или почерневшая. Чернота соломки при обработке (кипячении) проявляется еще сильнее, тогда ее нужно отбеливать. Соломина любого злака состоит из узлов и междоузлий (рис. 4). Прикрытые листьями междоузлия имеют самый сильный блеск. Такими чаще всего бывают средние междоузлия.
 
 
    Рис. 4. Строение соломины: а) узлы; б) междоузлия
 
    В работе над картиной при изготовлении ее разных деталей используют различную соломку. Но, вне зависимости от вида, соломку для изготовления плоских изделий нужно обязательно разрезать и прогладить утюгом, чтобы она стала плоской и ровной. К тому же разрезанная вдоль соломка будет шире. Сначала соломинки надо гладить с внутренней стороны. При разглаживании следует придавить носиком утюга конец расправленной соломины и сразу вести по ней утюгом, не задерживая движение.
    В случае приостановки соломинка может прилипнуть к утюгу. Тогда будет очень трудно ее оторвать, и даже если удастся это сделать, то в руках останется сморщенная непригодная соломина – материал на выброс.

    При умелом применении каждая технология, каждый вид художественной обработки соломки подчеркивают ее естественную красоту.

    Эту работу желательно выполнять вдвоем с помощником: один человек разрезает соломины и подкладывает их под утюг, а второй проглаживает. Тогда работа движется намного быстрее, так можно разглаживать до 8 соломинок одновременно, постепенно подкладывая их под утюг. Соломины нужно проглаживать с внутренней стороны до тех пор, пока они не станут почти сухими. Затем их можно досушить, проглаживая с лицевой стороны (рис. 5).
 
 
    Рис. 5. Разглаживание соломин утюгом
 
    Разглаженные соломинки лучше всего хранить на картонных пластинках, специально приспособленных для этой цели. Такие пластинки можно сделать из прямоугольного куска твердого картона. Для хранения коротких соломинок следует приклеить целлофан или полиэтиленовую пленку вдоль его длинной стороны так, чтобы она доходила до середины картона. Затем вдоль картона опять-таки посередине натянуть узкую резинку.
    Для хранения длинных соломинок нужно приклеить пленку или целлофан поперек картона – параллельно его узкой стороне, от низа до середины. Также поперек картона надо протянуть резинку. Для длинных соломок лучше протянуть не одну, а 2–3 резинки. Разглаженные соломинки нужно просунуть под пленку. Будет намного удобней работать над картиной, если для каждого тона соломки приготовить по отдельной картонке.
    В некоторых случаях для аппликации применяют соломенные ленты из неразрезанных соломин. Обычно их проглаживают горячим утюгом через бумагу. В результате выходят узкие плотные соломенные ленты, из которых получается выпуклая, рельефная аппликация.
    Удобней всего проглаживать соломку на асбестовой пластинке – тогда и соломка прогладится нормально, и гладильная доска не пострадает. Особенно это важно, когда хочется несколько затемнить тон соломки, для чего ее нужно гладить перегретым утюгом. Тонируя соломку путем глажения, надо провести по ней утюгом и посмотреть, что получилось. Если соломка еще светлая, то можно повторять проглаживание до тех пор, пока она не приобретет нужный цвет. Но следует помнить, что доведенные почти до черноты соломины сохраняют свой блеск, но становятся очень хрупкими.
    Конец ознакомительного фрагмента. Full version
Вырезать из бумаги балерину схемы Вырезать из бумаги балерину схемы Вырезать из бумаги балерину схемы Вырезать из бумаги балерину схемы Вырезать из бумаги балерину схемы Вырезать из бумаги балерину схемы Вырезать из бумаги балерину схемы

Тоже читают:



Поздравления любовнику с 35 летием

Шапочка вязание спицами инструкция

Украшение детского торта своими руками в домашних условиях фото

Плетение с цветами прическа на свадьбу

Сшить платье своими руками без выкройки девочке